Меню

Предоставление жилого помещения вне очереди

вне очереди

Довольно часто встречаются случаи, когда единственное пригодное для проживания жилое помещение может стать непригодным для проживания в результате пожара, или иного форс мажорного обстоятельства. Иными словами, жилье приходит в такое состояние, что его дальнейшая эксплуатация становится невозможной, а восстановление до требований ГОСТов становится до такой степени  финансово и трудозатратным, что проще построить новый дом, чем восстановить старый.

На этот случай, законодателем предусмотрены определенные меры социальной защиты граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию, в частности нормы ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1, п.1. ч.2 . ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди дом или квартира по договорам социального найма предоставляются лицам, чьи строения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Кроме того, согласно п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Об этом комиссией составляется соответствующий акт.

Таким образом, для получения жилья необходимо предоставить в органы местной администрации все документы подтверждающие, что уничтоженный пожаром дом или квартира был единственным пригодным для проживания строением, и иного у граждан не имеется, также сделать строительно-техническую экспертизу, подтверждающую невозможность ремонта здания до состояния пригодности для проживания, и созвать комиссию из представителей органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц, для составления акта о невозможности проживания в данном жилом помещении, а также иные документы.

После того, как граждане будут признаны нуждающимися, и дом или увартира будет признан непригодным для проживания этим нуждающимся лицам «по закону» должно быть выдано жилое помещение в соответствии с нормами предоставления жилой площади на каждого члена нуждающейся семьи.

Однако, возникает закономерный вопрос, а есть ли зависимость в предоставлении жилья от того, на каких основаниях старый дом или квартира принадлежал гражданам — на праве собственности или на правах социального найма. Законодатель не ставит предоставление в зависимость от оснований владения жилым помещением.

Также стоит обратить внимание на основания признания граждан нуждающимися, так как от этого будет зависеть очередность, либо внеочередность предоставления жилья. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются собственникам или нанимателям, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Конечно указанные нормы только декларируют обязанность предоставления жилья, на практике же жилье вероятнее всего не будет предоставлено нуждающимся незамедлительно после того, как они будут признаны комиссией нуждающимися в предоставлении жилья вне очереди. Однако, согласно Определению Верховного Суда РФ от 30 сентября 2008 г. № 85-В08-3 отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено лицам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Кроме того, органы местной администрации нередко ссылаются на то, что для предоставления жилого помещения граждане должны стоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент пожара. Однако, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г. № 376-О-П пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Если обобщить, то органы местного самоуправления не имеют возможности обеспечить жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий и будут всячески оттягивать сам момент предоставления.

Таким образом, экспертиза, акт комиссии, различные выписки и свидетельства, а также сама постановка на учет в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения вовсе не гарантируют, что помещение будет предоставлено.

В данном случае стоит обдумать такой вариант ускорения реализации прав на жилье как обращение в суд с исковым заявлением о предоставлении вне очереди жилья с последующим его принудительным исполнением.

Сводка
Предоставление жилого помещения вне очереди
Название статьи
Предоставление жилого помещения вне очереди
Описание
Довольно часто встречаются случаи, когда единственное пригодное для проживания жилое помещение может стать непригодным для проживания в результате пожара, или иного форс мажорного обстоятельства. Иными словами, жилье приходит в такое состояние, что его дальнейшая эксплуатация становится невозможной, а восстановление до требований ГОСТов становится до такой степени финансово и трудозатратным, что проще построить новый дом, чем восстановить старый.
lexnlaw.ru
Владелец
Реплика
Лого